egeinformnata.ru

Этот сайт предназначен для подготовке к ЕГЭ по информатике

Нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере информационной безопасности

Государственная политика в Российской Федерации по обеспечению информационной безопасности реализуется через правотворчество, правоприменение и участие государства в развитии правосознания и правовой культуры граждан.

Начиная с 1970-х гг. при издании Свода законов СССР в котором насчитывалось двадцать девять тысяч действующих законов, и все они подлежали систематизации, а кроме того существовало более миллиона подзаконных нормативно-правовых актов, при этом сто двадцать союзных министерств и ведомств ежегодно издавали до трёхсот таких актов. Впрочем за последние десять лет в России принято более тысячи различных законов, что намного превосходит прежние темпы законотворчества.

За последние годы российское законодательство в значительной степени обновилось. В особенности это коснулось  правового регулирования, приняты кодифицированные акты, в том числе Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Семейный, Уголовный, Водный и Лесной, Земельный, Трудовой, Гражданский процессуальный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях. Их принятие обеспечило создание реальных условий для проведения полноформатной систематизации законодательства и издания Свода законов России.

При оформлении законодательства в информационной сфере в отдельную самостоятельную отрасль, создаваемое  законодательство в плане обеспечения информационной безопасности является отдельной подотраслью информационного законодательства, а при его кодификации в случае принятия Информационного кодекса Российской Федерации станет его составной частью. Сегодня же, признавая информационное право в качестве отрасли российского права, необходимо учитывать, что ему не в полной мере соответствует в законодательстве информационное законодательство в виде отрасли российского законодательства и его формирование является делом долгим, рассчитанным на долгие годы. На сегодняшний день существует общая концепция развития законодательства в сфере информационной безопасности. Положения концепции в целом одобрены на парламентских слушаниях в Государственной Думе РФ, на заседании Комитета Государственной Думы РФ по безопасности в ноябре 1998 г. и в то время предполагали принятие более 20 новых законов и внесение изменений и дополнений в 50 действующих законов, работа над которыми ведется по настоящее время.

Опустив перечисление принятых законов и другие нормативно-правовых актов в области регулирования отношений в информационной сфере, следует отметить важные позитивные сдвиги и проблемы по трем направлениям. К таким важным для оценки состояния отрасли относятся вопросы:

  • воздействия нормативно-правовой основы на оформление производственно-научной инфраструктуры информатики и функционирование ее как отрасли российской экономики, как особого вида социально-экономической деятельности;
  • обеспечение потребителя современной российской информатикой в совокупности информационных ресурсов, информационных технологий и коммуникаций и как обеспечиваются права граждан в области информатизации;
  • освещение таких сторон информационной сферы, которые являются наиболее чувствительными с точки зрения правового обеспечения информационной безопасности.

На сегодняшний день здесь можно наблюдать реальные сдвиги под влиянием различных процессов информатизации. Правовой основой в таких случаях является Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»[1], в котором наиболее детально урегулированы вопросы правового режима информационных ресурсов.

На основе положений выше указанного Закона создана нормативно-правовая база информатизации субъектов Российской Федерации. Информационные ресурсы, которые обрели значительную основу для их организации и развития в региональных, территориальных, отраслевых и межотраслевых системах.

Преодоление значительного отрыва от передовых стран, невзирая на существовавшие значительные заделы по технической базе макросистем, требует серьёзной реорганизации и стимулирования производства в области технологий. В данном блоке проблем особого внимания необходимо вскрыть вопросы:

  • Программирования, а так же создания продукции по мировым стандартам, в особенности для открытых систем деловой информации;
  • фактически создание и формирование рынка этой продукции;
  • регулирование новых отношений в области информационной деятельности, информационных услуг, организации и обеспечения ответственности различных посреднических структур в информационных и коммуникационных системах.

Основные правовые вопросы в этой части проблем в первую очередь касаются тематики собственности на информационную продукцию, программное обеспечение, а так же пресечения выброса на рынок контрафактной продукции. Вопросы авторского права на существующие информационные технологии и программное обеспечение требуют внимания во многом большего, чем в области информационных технологий.

Важнейшими направлениями законотворчества остаются проблемы обеспечения интересов пользователей, потребителей продукции современных технологий и ресурсов.

Хорошо известно, что все развитые страны имеют правительственные программы использования информационных технологий практически во всех  сферах общественной жизни. В первую очередь это касается вопросов электронной торговли, управления, всё более широкого использования информационных технологий в сфере образования, культуры, средствах массовой информации. В нашей стране всё же наиболее остро стоит вопрос о значительном отставании в использовании информационных технологий в структурах государственного управления. Дело в том, что основная масса компьютеров в существующих системах до сих пор не увязано в единые сети и не обеспечивают активного перехода на электронные документы и современный документооборот. В настоящее время право и политика органов исполнительной власти не предоставляет необходимых инноваций в этой области.

В целом концепция нормативно-правового обеспечения информационной безопасности основывается на Доктрине информационной безопасности[2], которая связана с выделением четырех основных составляющих национальных интересов России в информационной сфере:

  • соблюдением прав и свобод и граждан в получении информации и пользования ею при соблюдении гарантий в области персональных данных и личных тайн;
  • информационном обеспечении государственной политики Российской Федерации, формировании достоверной информации о политике государства при обеспечении баланса интересов общества, государства, личности;
  • развитии современных информационных технологий, а так же отечественной индустрии информации, индустрии средств информатизации, коммуникаций и связи, формирование рынка на эти виды продукции;
  • защите информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечении безопасности информационных и телекоммуникационных систем на территории России.

Каждое из этих направлений практически определяется вполне конкретными задачами, которые необходимо решать с помощью не только правовых средств и методов, но и значительной  организационной работы и современной технологической базы.

Следует учитывать, что определённая защитная реакция и превентивные меры свойственны так же органам надзора в области информатизации. Тот же выход в Интернет различных органов и организаций, что заставляет уже сама жизнь, настоятельно требует строгого регулирования поведения ответственных лиц, а так же правил, которые непременно должны соблюдать все субъекты. На этом фоне можно наблюдать примитивную тактику надзорных органов, которая чаще всего сводится к использованию механизмов воздействия, абсолютно не адаптированных к новым условиям. Политика запретов и ограничений ведёт к самоизоляции и ещё большему отставанию. В этом случае в первую очередь имеется в виду ситуация, складывающаяся с работой публичных библиотек, специальных информационных систем так далее. Закрытие сайта не означает обеспечение порядка.

Особое значение в информатики обретают два не совсем правовых направления. Но оба они непосредственно связаны с правом и им необходима его поддержка. Во-первых, это область бурно развивающихся различных стандартов как технических, так и организационных. Они формируются главным образом в региональном и международном секторе, но их включение в регулирующие механизмы требует особого внимания и со стороны законодательства.

Во вторых, всё более обретают силу акты, имеющие морально-нравственную основу. Здесь так же необходима тщательная работа по взаимодействию между правовыми и нравственно-этическими нормами.

Достаточно чувствительной стороной законодательства в области практической информатики становятся проблемы процессуального характера. Это значительная  научно-практическая область, где крайне необходимы новые решения в учете, фиксации, сборе доказательств, в оценке юридических фактов и их слагаемых, в понимании тонкостей работы с информацией в разных областях жизни.

Придав особое внимание вопросам юридического плана необходимо отметить, что это исключительная по своей значимости область и законотворчества. Информатика создает новые инструментарии, и помогает научиться их использовать – что естественно является одной из задач юридических служб во всех структурах, принимающих решения и особенно в области создания новых нормативных актов.

 

[1] Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (принят государственной Думой 25 января 1995г.).

[2] Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (принят государственной Думой 25 января 1995г.).

Обновлено: 22.10.2018 — 08:43

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

egeinformnata.ru © 2018 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных. Frontier Theme