Самые ранние социологические исследования на заре распространении интернета проводились главным образом с помощью электронной почты. В этом нет ничего удивительного, поскольку электронная почта это один из самых старых и наиболее распространенных сервисов Интернета. Она начала действовать ещё задолго до появления сервиса WWW и до настоящего времени имеется практически у всех пользователей интернет. Этот метод социологического опроса остается и поныне наиболее простым и самым универсальным. В принципе эта техника социологического исследования практически не слишком отличается от традиционной техники опросов посредством карандаша и бумаги. Подготовленные анкеты в виде текстов рассылались заранее намеченным респондентам в электронных письмах. Единственным ограничением была длина вопросника, которая составляла примерно 20-25 вопросов. Для подготовки к рассылке писем с текстами анкет (опросников) использовались списки e-mail-адресов, которые были заранее сформированы. Ранние e-mail-опросы ещё не имели встроенной программы автоматизированного накопления данных, по этой причине исследователь вручную обрабатывал полученные письма с заполненными анкетами. Современные программы e-mail-опросов значительно более совершенны и позволяют с помощью специальных подпрограмм проводить обработку результатов полуавтоматически при получении заполненных анкет режиме on-line[1]. С целью повышения количества собираемости анкет, ответы на которые начинают поступать со дня рассылки и в течение трех дней, возможна и оправдана повторная рассылка писем-напоминаний. Как и в традиционном почтовом опросе, для контроля соответствия осуществляется несколько интерактивных проверок. В частности при e-mail-опросе нет возможности избежать вовлечения в исследование ненадежных (недобросовестных) респондентов. Учитывается и то, что во время заполнения анкеты респонденты могут изменить свои ответы в любом пункте опросника или даже изменить формулировку вопроса. Но всё же главное достоинство e-mail-опросов это их предельная простота, дешевизна и высокая скорость сбора данных.
Любой исследователь, даже не обладающий специальной компьютерной подготовкой, вполне может разослать подготовленный им вопросник, а затем проанализировать собранные данные. Тем не менее, так как анкета в e-mail-опросе ограничена плоским текстовым форматом, он не в состоянии отслеживать логику пропусков, так же случайность в ответах и производить тщательную проверку ошибок. Списки e-mail адресов для рассылки электронных анкет формируются главным образом из баз электронных адресов, которые собираются исследовательскими и провайдерскими компаниями. В качестве примера смело можно назвать ведущую компанию США — компанию «America On-Line» как крупнейшего интернет-провайдера в США[2], услугами которого постоянно пользуются более двадцати млн. человек. Вполне понятно, что преследуя цели сохранения конфиденциальности информации о респондентах, рассылка опросов выполняется силами такого рода компании.
Кроме этого электронные адреса можно достаточно легко собрать с Web-сайтов, где посетители довольно часто оставляют их при регистрации, в списках групп новостей, в дискуссионных листах. Наиболее ранние e-mail-опросы проводились с задействованием базы данных e-mail-адресов содержащихся в специализированных журналов. Например, при проведении одного из крупных on-line-исследований, предпринятого по заказу компании «Henley Centre» в Великобритании в 1995 году списки e-mail-адресов были приобретены в редакции журнала «Internet» и включали в себя как подписчиков этого журнала, так и иных лиц, взаимодействовавших с журналом в текущем году[3].
Среди актуальных методов привлечения респондентов по-прежнему остаются обычная почта и телефон, но е-mail-опросы постепенно вытесняя традиционные методики идеально подходят для проведения локальных on-line-исследований.
[1] Лосев С. Управление отношениями с клиентом [Электронный ресурс] // Маркетинг-журнал 4P [Интернет-портал]. 2008. URL: http://www.4p.ru/index.php?page=8762 (дата обращения: 18.11.2011).
[2] Лосев С. Управление отношениями с клиентом [Электронный ресурс] // Маркетинг-журнал 4P [Интернет-портал]. 2008. URL: http://www.4p.ru/index.php?page=8762 (дата обращения: 18.11.2011).
[3] Васильев Р.Б., Калянов Г.Н., Левочкина Г.А. Управление развитием информационных систем [Электронный ресурс] // Интуит. Национальный открытый университет. [Офиц. сайт]. 2010. URL: http://www.intuit.ru/department/itmngt/mandevisys/2/ (дата обращения: 26.11.2011).