egeinformnata.ru

Этот сайт предназначен для подготовке к ЕГЭ по информатике

Электронные библиотеки как информационные ресурсы

Электронная библиотека так же как и традиционная выполняет аналогичные функции, такие как предоставление информации читателю, с другой стороны она же выполняет роль, характерную для АИБС, то есть организация и хранение локальных и удаленных электронных ресурсов и доступа к ним на основе компьютерных и телекоммуникационных технологий.

В последнее время появляются различные толкования самого термина «Электронная библиотека». Традиционно под электронной библиотекой понимают информационная система, которая позволяет достаточно надёжно сохранить и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов.

Целями создания электронных библиотек является:

  • обеспечение сохранности печатного материала;
  • создание условий для обеспечения большей доступности печатного материала, расширение информационных услуг;
  • выравнивание уровней технологического развития учреждений, работающих на пользу обществу.

Основой, объединяющей традиционные и электронные библиотеки, является принцип эффективного обслуживания пользователей.

Функции электронной библиотеки несколько отличаются от функций классических библиотек. Формально основная часть электронных ресурсов — есть ничто иное как копии печатных версий и в этом смысле электронная коллекция состоит, разумеется, из копий, а не из оригиналов, первоисточников. Электронная библиотека на сегодняшний день пока вторична по отношению к традиционной классической библиотеке.

К электронной библиотеке как правило выставляется целый ряд требований:

  • электронных ресурсов должно быть достаточно много, необходимо превысить некую «критическую массу», обеспечив тем самым, привлекательность фондов для пользователей, как удаленных, так и локальных.
  • персональных компьютеров должно быть достаточное количество для создания необходимого количества рабочих мест.
  • высокое качество связи читателей с Интернет будет характеризовать работу библиотеки, кроме того Интернет сам по себе выступает как распределенное хранилище множества сетевых ресурсов.
  • хорошо подготовленный теоретически и профессионально библиотечный работник, знающий не только библиотечное дело, но и владеющий навыками работа с компьютером, в среде Интернет.

Электронная библиотека обычно развивается по трем направлениям:

  • совершенствование существующей системы электронных каталогов;
  • Формирование фонда электронных ресурсов;
  • Развитие сетевого доступа к ресурсам электронной библиотеки на территории вуза[1].

С увеличением количества компьютеров предоставляемых пользователям для доступа к электронному каталогу возникает реальная  необходимость расширение области информационных услуг. Одно из вариантов решения: создание сайта библиотеки.

Первым шагом для создания такого сайта является проведение тщательного анализа информационных потребностей его потенциальных посетителей. Следует сразу признать, что сайт в первую очередь создается для читателей, а не для библиотекарей.

Существует целый ряд общепринятых требований, которым должны соответствовать электронные визитки библиотек. Естественно они основываются на общих критериях для web-серверов к ни в первую очередь относятся показателям качества web-серверов:

  • глубина содержания;
  • простота навигации;
  • стабильность информационных ресурсов;
  • оперативность обновления информации;
  • доступность для пользователей;

Кроме непосредственной информации о библиотеке и ее ресурсах, не менее важным является предоставление перечня ссылок на наиболее наполненные в информационном отношении источники с других серверов.

Основой любой электронной библиотеки традиционно является электронный каталог, а так же  доступ к библиографическим базам данных, содержащих бюллетени новых поступлений, информацию о текущих событиях в библиотеке: конференциях, книжных выставках[2].

Программно-аппаратная часть электронной библиотеки основывается на технологии клиент-сервер, web-технологиях. Информационно-ресурсные элементы электронной библиотеки выстраиваются по двухуровневой схеме:

  • уровень ресурсов соответствует первоисточникам — это фонд электронных документов — файловое хранилище, к которому обеспечен онлайновый доступ;
  • уровень — электронные ресурсы с вторичной информацией о первоисточниках: библиографические базы данных, которые составляют информационно-поисковый аппарат электронной библиотеки.

Основным критерием при отборе книг для конверсии печатного материала в электронный формат — это недоступность их для читателя.

Конверсия поврежденных и ветхих книг – единственный и самый эффективный способ обеспечения их сохранности и одновременно широкого и удобного доступа, а так же компактного хранения. Оцифровка осуществляется путём сканирования печатных материалов. Материалы электронной библиотеки обычно хранятся частично на компакт-дисках, частично на жёстких дисках с доступом с локального web-сервера[3].

Существующие в настоящее время и разрабатываемые новые системы электронных библиотек характеризуются значительным разнообразием поддерживаемых в них информационных ресурсов, способов организации их коллекций, функциональными возможностями пользовательских интерфейсов, архитектурных особенностей этих систем и рядом других технологических характеристик. Не удивительно, что в разработках информационных систем этого типа используется практически весь спектр основных технологий управления информацией, созданных научно-техническим сообществом и индустрией программного обеспечения в области баз данных, текстового поиска, Всемирной паутины и Интернет.

В настоящее время, Web-технологии являются обязательной составляющей технологического оснащения большинства электронных библиотек. Именно Web-технологии, обеспечивают доступ пользователей к ресурсам электронных библиотек. Электронные коллекции информационных ресурсов большинства электронных библиотек реализованы в виде Web-сайтов. Кроме того, Web обеспечивает доступ к различным системам баз данных, содержащим метаданные и коллекции структурированных данных, непосредственно интересующих пользователей электронной библиотеки. Кроме того, собственно Web можно рассматривать как уникальную гигантскую общечеловеческую универсальную электронную библиотеку.

Одним из наиболее распространенных видов информационных ресурсов в электронных библиотеках остаются тексты на естественных языках. Это обусловило и широкое использование в таких системах технологии текстового поиска. Эти технологии широко используются не только в системах, построенных по принципу традиционных текстовых систем, но и для поиска в коллекциях, реализованных в виде Web-сайтов, а также для поиска в глобальной среде Web.

Технология текстового поиска, разработанная изначально для работы в рамках централизованно-администрируемых пакетов текстовых документов уже более десяти лет применяются в децентрализованной среде Web. В последнее время адаптированные к Web-технологии текстового поиска модели возвращаются в централизованно-администрируемую информационную среду. Так, компания Яндекс разработала свободно распространяемую поисковую систему для отыскания ресурсов на платформе персональных компьютеров. Аналогичную систему создала компания Google[4].

Следует отметить также важную роль технологии баз данных в электронных библиотеках. В электронных библиотеках широко используют СУБД, основанные на разных моделях данных — реляционные, объектные, объектно-реляционные, а так же XML-ориентированные системы.

Все выше сказанное ясно даёт понять важность применения технологии управления информационными потоками в электронных библиотеках. Развитие перечисленных технологий позволяет в значительной мере расширить функциональные возможности электронных библиотек.

Разумеется, сфера использования технологии управления информацией не замыкается на электронных библиотеках. Тем не менее анализ наиболее важных тенденций развития этого направления информационных технологий, даёт возможность оценить перспективы развития разработок и в области электронных библиотек.

Создание Интернета, развитие информационных технологий, процессы формирования информационного общества — все это дало мощный стимул к быстрому росту объемов информационных ресурсов, которые поддерживаются в информационных системах, в частности, и в электронных библиотеках. Темп роста информационных ресурсов особенно интенсивен в последние десятилетия[5].

Глубокие исследования, которые направленны на получение оценки количественных объемов накопленных человечеством информационных ресурсов и темпов их ежегодного роста, постоянно проводятся в Калифорнийском университете (Беркли) в Школе управления информацией и информационных систем (School of Information Management and Systems) при значительной поддержке компаний Microsoft, Intel, Hewlett-Packard и EMC.

Можно смело утверждать, что ведущее место в этих колоссальных объемах информации львиную долю составляют информационные ресурсы электронных библиотек. Например, чрезвычайно обширную коллекцию информационных ресурсов имеет прототип «цифровой Земли» — Alexandria Digital Earth Prototype (ADEPT)[6], осуществлённый в рамках проекта электронной библиотеки Alexandria совместно университетами в Санта Барбара и Лос-Анджелесе (Калифорния), Техническим научно-исследовательским институтом и университетом штата Джорджия (США). Весьма значительные коллекции информационных ресурсов сосредоточены в электронных библиотеках, созданных в области космического зондирования земной поверхности и экологического мониторинга.

Использование возможностей коммуникационной среды Интернет и Web-технологий при разработке электронных библиотек и других информационных систем определили процессы распределения и глобализации как при формировании коллекций информационных ресурсов, так и для реализации доступа к ним. Массовый доступ к информационным ресурсам в любой точке, где имеется доступ в Интернет, и в любое время суток становиться одним из решающих условий при отнесении информационной системы к категории систем, которые обычно называют электронными библиотеками.

[1] Безрукова Н.П., Козлова Л.Я., Изместьева Н.Д., Компьютерные технологии в преподавании химии в школе. Красноярск: Сибирь-Пресс, 2003 — 96 с.

[2] Библиографическая работа в библиотеке: организация и методика: учебник /под ред. О.П. Коршунова. — М.: Издательство «Книжная палата», 1990. — 254 с.

[3] Бройдо В.Л. Возможности сети Internet СПб, Питер 2004- 328 с.

[4] Бухаркина М.Ю. Виртуальная школа. М.: ИНФРА-М, 2003 — 288 с.

[5] Городов О.А. Информация как объект гражданского права //Правоведение. 2001. N 5. С.80 — 82

[6] Байтингер, Г.А. Этапы создания электронного каталога /Г.А. Байтингер, О.А. Дубовицкая, Н.О. Ильиных // Науч. и техн. б-ки. — 2005. — № 12. — С. 36-42.

Обновлено: 07.09.2018 — 09:07

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

egeinformnata.ru © 2018 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных. Frontier Theme