egeinformnata.ru

Этот сайт предназначен для подготовке к ЕГЭ по информатике

Что такое информационные ресурсы

Информационные ресурсы  это определённая совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

В качестве информационных ресурсов могут выступать книги, статьи, патенты, диссертации, научно-исследовательская и опытно-конструкторская документация, технические переводы, данные о передовом производственном опыте и др.

Информационные ресурсы имеют определённые отличия и особенности. Так, например, в отличие от других видов ресурсов — трудовых, энергетических, минеральных и т.д. они  быстрее прирастают, чем выше уровень их расходов.

Под ресурсами принято понимать имеющиеся в наличии запасы, средства, которые могут быть использованы при необходимости. В настоящее время как учёные, так и практики относят информационные ресурсы к важнейшим стратегическим ресурсам, от которых напрямую зависит развитие экономики, науки, образования, культуры и т.д. Впервые учёные попытались дать чёткое определение информационным ресурсам ещё в 90-е годы XX столетия, когда только начал оформляться так называемый «ресурсный подход» к изучению информации. В наши  дни термин «информационные ресурсы» стал общеупотребительным. В то же время точного определения «информационным  ресурсам» нет.

Как правило используется узкое и широкое понимание информационных ресурсов: в узком понимании под ними имеют в виду исключительно сетевые информационные ресурсы, доступные через компьютерные средства связи, а в более широком — любую зафиксированную на традиционных или электронных носителях информацию, годную для хранения и распространения.

Информационные ресурсы бывают разных видов. Это и средства массовой информации, и библиотеки, и на сегодняшний день интернет. Так, например, благодаря Интернету успешно могут продаваться следующие информационные ресурсы:

  • новостные ленты (online-новости). Весьма широкому кругу менеджеров различных компаний необходимо знать о происходящих в мире событиях немедленно. Так лента финансовых и политических новостей жизненно важна для трейдеров, поскольку такая информация необходима для принятия решений о продажах и покупках на биржах;
  • подписки на электронные копии периодических изданий. Многие газеты и журналы кроме твёрдых (бумажных) версий распространяют свои полные электронные копии и предоставляют к ним доступ;
  • доступ к электронным архивам и базам данных, содержащим информацию по самым разным вопросам;
  • аналитические отчеты и исследования;
  • собственные аналитические материалы и прогнозы.

В зависимости от категории доступа информационные ресурсы бывают открытыми (общедоступными) или с ограниченным доступом. Соответственно документированная информация с ограниченным доступом делится на относящуюся к государственной тайне и конфиденциальную.

Развитие сетевых информационных технологий на сегодняшний день кардинально меняют работу различных информационных органов и библиотек. Предоставление возможностей удалённого доступа к различным информационным ресурсам, а также использование локальных сетей для работы с базами данных и другими информационными ресурсами (электронными изданиями, электронными каталогами и другое), позволяют создать пользователям оптимальные условия для самостоятельного поиска информации прямо со своих рабочих мест и, с другой стороны, выводят информационное обслуживание на совершенно иной, более высокий уровень.

Таким образом в значительной степени возрастает роль библиотек и информационных органов как справочных и обучающих информационных центров, которые могут дать консультацию пользователям не только о наличии первоисточников в фондах и базах данных, но и о возможностях самостоятельного поиска информации с применением новых информационных технологий, систем и сетей.

Система информационного обслуживания уже вышла за рамки только локальных возможностей, когда все ресурсы концентрировались исключительно в одной библиотеке (организации). Однако это совершенно не исключает создания и накопления собственных информационных ресурсов и в тоже время заостряет задачу по рациональному и комплексному использованию имеющихся внешних и внутренних возможностей.

Все используемые информационные ресурсы можно достаточно условно распределить:

  • по способу предоставления пользователю (прямой или опосредованный);
  • по типу информационного ресурса (определяется конечной целью пользователя).

Таким образом, по первому признаку все информационные ресурсы легко делятся на две категории:

  • Информационные ресурсы (базы данных), доступные для коллективного доступа;
  • Информационные ресурсы (базы данных), не доступные для коллективного пользования.

На сегодняшний день термин «информационные технологии» всё чаще используется в связи с использованием компьютеров для обработки информации. Таким образом информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи и, частично — бытовую электронику, телевидение и радиовещание. Они широко применяются в промышленности, торговле, управлении, банковской системе, образовании, здравоохранении, медицине и науке, транспорте и связи, системе социального обеспечения. В настоящее время создаются крупномасштабные информационно-технологические системы, которые является экономически востребованными, что обуславливает создание национальных исследовательских и образовательных программ, которые призваны стимулировать их разработку.

Появление развитие и широкое распространение компьютеров — это важная и необходимая составляющая процесса информатизации общества. Информатизация общества становится одной важных закономерностей современного социального прогресса.

Крайне важной составной частью информационной культуры современного общества становится коммуникативная культура с широким использованием современных информационных технологий.

Развитие сетевых информационных технологий делает информационные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет потенциально доступным абсолютному большинству человечества. Умение получать необходимую информацию из сети становится неотъемлемой частью информационной культуры человека.

На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) стали одним из ведущих факторов, которые влияют на развитие общества и определяют конкурентоспособность национальной экономики. Именно они обеспечивают создание, накопление и распространение информации, знаний, опыта и навыков, лежащих в основе новых технологий.

Таким образом, совместно с развитием и распространением информационных технологий начали появляться и активно развиваться электронные источники информации, а вслед за ними и электронные библиотеки, электронные журналы, книги, информационные системы, электронные коллекции, фактографические, библиографические и полнотекстовые базы данных.

Принято считать, что кроме законодательных и нормативных актов различных органов государственного управления в понятие документы входят «документы иных государственных органов, материалы прокуратуры и судов, управленческая, статистическая, научная, технологическая, нормативно-техническая, проектная, конструкторская, патентная, картографическая, геологическая, телеметрическая документация, базы и банки данных, фото- и фонодокументы, художественные и хроникальные киноленты, живописные и графические изображения, научные, литературные, музыкальные и иные рукописи и тексты, дневники, мемуары, документы по личному составу и другие виды документов».

То есть, все они «могут быть зафиксированы как на бумажных носителях, непосредственно доступных человеческому восприятию, так и на технотронных носителях, требующих специальных технических средств воспроизведения: кино- и фотопленке, микрофишах, аудио- и видеокассетах, электронных (магнитных, оптических) и др.».

Таким образом: «архивный документ — документ, сохраняемый или подлежащий сохранению в силу его значимости для государства и общества независимо от вида носителя информации, а равно имеющий историческую, научную, художественную, культурную ценность для собственника». В таком случае отдельно можно сформулировать определение технотронного документа: «технотронный документ — документ, создание и воспроизведение которого требуют применения специальных технических средств и современных технологий».

Выше сказанное позволяет считать документами различные совокупности данных, записанные на машинных носителях с помощью средств вычислительной техники, т. е. ту категорию объектов, которую в самом начале компьютерного века называли машиночитаемыми документами (machine-readable documents). Позже этот термин вытеснился терминами «электронные документы» (electronic documents) и, частично, «электронные записи» (electronic records)[1]. Следует заметить, что в последнее время начинают постепенно отмирать и эти термины. Все чаще их заменяют определением «цифровые документы» (digital documents). По мнению, Джеффа Ротенберга, «предпочтительнее использовать термин «цифровая информация» вместо «электронной информации», поскольку такой термин способен точнее отобразить суть проблемы. Дело в том, что цифровая информация может быть представлена и в неэлектронной форме, например, если использовать оптические или квантовые технологии, в то время как  электронная информация вовсе не обязательно является цифровой»[2].

Так же нет пока полной ясности в отношении понятия «документ» и «информационный ресурс». Существует лишь определение «информационный ресурс — организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах». Тогда как базы и банки данных всё чаще прямо относятся к видам документов. Но, в таком случае если под документом понимается  конкретная единица учета, то неясно, что считать таковой в базе данных — отдельную запись, совокупность всех записей, базу данных в целом (включая исполняемые программные файлы и графическое оформление интерфейса) или, быть может, отчет, сформированный ее поисковыми средствами по конкретному запросу?

В то же время, не следует приводить понятие электронного документа только к его юридической трактовке. Всё чаще появляться, причём во всё возрастающих количествах массивы информации, не имеющие цифровой подписи, но вполне отвечающие архивному и делопроизводственному пониманию термина «документ». Таким образом, отсутствие возможности использовать их в качестве доказательства в суде не привело к потере их культурно-исторической ценности и не породило легкомысленное отношение к их сохранности. Наиболее ценная информация, содержащаяся в этих документах, должна быть сохранена — как для практических нужд их создателей, так и в интересах наших потомков.

[1] Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество Опыт социального прогнозирования. -M.:Academia, 1999. — 956 с

[2] Городов О.А. Информация как объект гражданского права //Правоведение. 2001. N 5. С.80 — 82

Обновлено: 28.08.2018 — 11:26

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

egeinformnata.ru © 2018 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных. Frontier Theme