egeinformnata.ru

Этот сайт предназначен для подготовке к ЕГЭ по информатике

Преимущества и недостатки online исследований

Проведение различных исследований в сети интернет обладают значительной привлекательностью для исследователей, что обусловлено целым рядом их преимуществ в сравнении с традиционными формами социологических исследований. К преимуществам исследований с помощью интернета можно отнести:

  • исследование через Интернет в сравнении с традиционными формами позволяют в значительной степени сэкономить время, деньги, человеческие ресурсы и место в лаборатории, набирая при этом существенно больше респондентов при  значительно более низком уровне затрат. Фактор «экономии ресурсов» обычно является ведущим при принятии решения о проведения эксперимента в сети интернет;
  • работая через интернет имеется объективная возможность набрать потенциально большее число испытуемых, что в дальнейшем обеспечит более высокую точность статистических выводов;
  • выборка в Интернете заведомо более широкая в сравнении с традиционными выборками, более того она носит зачастую интернациональный характер, что позволяет в значительной степени снизить влияние культурно-специфичных факторов и позволяет получить результат не только по отдельной стране, но и по миру в целом. Порою проведение исследования через интернет является единственным способом обеспечить опрос такого количества людей, сколько потребуется, причём из определённой целевой совокупности (например, субпопуляцию людей 20-30 лет, больных диабетом, с IQ выше 130 одновременно). В интернете значительно проще отыскать специфическую группу испытуемых, труднодостижимую в реальности, в частности, здесь же  проще исследовать маргинальные социальные группы;
  • в сети намного проще, легче и быстрее можно изменить инструмент исследования в соответствии с новыми данными, ещё на стадии пилотного исследования;
  • при проведении исследований через интернет очень часто удаётся обеспечить большую экологическую валидность, так как сами условия эксперимента во многом ближе к естественным для испытуемого условиям. Выполняя задания в интернете, испытуемый находится в привычном для него окружении, что позволяет приблизить условия исследования к полевым. Это даёт возможность интерполировать результаты исследования на не экспериментальные ситуации с более высокой долей достоверности, чем результаты лабораторных исследований;
  • при проведении исследования посредством интернет в меньшей степени сказывается влияние экспериментатора;
  • в условиях интернета существует возможность при необходимости предоставления индивидуальной обратной связи непосредственно после прохождения тестирования, что часто служит дополнительным фактором привлечения испытуемых;
  • как правило, респонденты в интернете более откровенны, что позволяет избежать определённого искажения данных вследствие традиционной социальной желательности. Было установлено, что при тестировании через интернет респонденты демонстрируют меньшую социальную желательность: так, к примеру, в исследовании посредством электронной почты была установлена значительно меньшая потребность в одобрении, чем в традиционном исследовании. В ответах на открытые вопросы по электронной почте испытуемые дают значительно более подробные и развернутые ответы, чем в традиционном опросе «ручкой на бумаге». Таким образом, исследование в интернете позволяет получить более полную  и развёрнутую информацию при проведении качественных исследований;
  • кроме всего прочего интернет предоставляет дополнительные возможности программного контроля за выполнением задания.

Кроме положительных сторон исследованиям через интернет присущ так же и целый ряд недостатков. Изучая эти  отрицательные стороны онлайн-исследований можно выделить следующие недостатки:

  • респондент может давать совершенно произвольные ответы на вопросы преследуя очевидную цель — посмотреть, что получится;
  • достаточно велика вероятность намеренного искажения информации о себе, в особенности социально-демографической. Ответы, которые даваемые, таким образом, могут выглядеть достаточно правдоподобно и поэтому могут проходить контроля, осуществляемый с помощью программного обеспечения.

Эти факторы, могут оказаться достаточно сильно выраженными, и в свою очередь привести к серьёзному искажению результатов исследования. С целью контроля  над  такими уловками применяются следующие процедуры:

  • одновременно проводятся исследования в «реальной жизни» с последующим сопоставлением результатов исследования в интернете с результатами исследований в «реальной жизни»;
  • сопоставление результатов с определёнными теоретическим обобщениями или с результатами иных исследований. Если результаты, полученные с помощью Интернета, близки к результатам реальных исследований, это позволяет судить о валидности проведенного в интернете исследования. Как правило, валидность оказывается высокой, поскольку большинство результатов исследований в интернете по большинству показателей полностью совпадают с результатами аналогичных исследований в конвенциональной реальности;
  • существует некоторая вероятность, того, что некоторые респонденты могут принять участие в исследовании несколько раз. Это особенно вероятно, в тех случаях, когда за участие в исследовании предполагается определённое материальное вознаграждение, или же если по результатам исследования непосредственно сразу после выполнения задания дается индивидуальная обратная связь. Причём первое мотивирует повторно принять участие, чтобы повысить вероятность выигрыша, второе — для того, чтобы «улучшить» результаты тестирования, приведя их в соответствие с представлением о себе. Во избежание повторного прохождения тестирования одними и теми же людьми, чаще всего применяется идентификация по IP — адресу компьютера, с которого заходил респондент. Но в этом случае из выборки «выпадают» респонденты, которые могут зайти с того же IP — адреса; кроме того, при желании можно пройти повторное тестирование и с другого компьютера. Для предотвращения этого, в дополнение к идентификации IP — адреса достаточно часто реализуется вход в тестирующую систему по паролям. Но и здесь респондент теоретически может сделать повторную регистрацию уже под другим именем и использовать другой полученный им пароль. Но как бы то ни было, даже эти меры значительно снижают вероятность повторных прохождений тестирования. Существуют и другие способы предотвратить стремление повторного прохождения теста, сюда входят просьбы не участвовать в исследовании более одного раза, так же просьбы «отнестись к исследованию серьезно»;
  • следует учитывать, что существуют индивидуальные особенности восприятия стимульного материала, которые могут оказать серьёзное влияние на респондента, к ним можно отнести состояние монитора, браузера, и т.п. Так сам сайт, на котором проводится исследование, может выглядеть совершенно по-разному на разных мониторах или же при просмотре разными браузерами, что, в конце концов, не может не повлиять на результаты. Эти особенности необходимо учитывать особенно в тех случаях, когда восприятие стимульного материала играет значимую роль при проведении исследования;
  • важно учитывать и то, что при проведении исследования через интернет, респондент не имеет возможности задать экспериментатору уточняющий вопрос, как именно выполнять некоторое задания. Это часто приводит к неверному пониманию поставленной задачи и соответственно, к искажению результатов. Совершенно очевидно, что в случае интернет опроса наиболее актуальна задача предельно ясной формулировки вопроса. Кроме того, при проведении такого исследования желательно оставлять больше места и возможности для осуществления обратной связи. Желательна также предварительная информация о том, сколько времени может занять участие в исследовании.

Необходимо помнить, что проведение опроса в сети интернет не ограничивается удачным техническим решением. На результаты исследования через интернет могут оказать существенное влияние также особенности выборки. По этой причине в исследованиях, где особенности выборки играют значительную роль, результаты исследования в интернете и в лаборатории могут во многом различаться.

Существующие особенности интернета приводят к тому, что выборка респондентов  непрезентативна в сравнении с генеральной совокупностью.

При идеальном предложение размещения опроса на различные по своей аудитории сайты в интернете существует реальная возможность получения не просто разночтения вопросов-ответов, но и  разнородной, тем самым максимально репрезентивной выборки. В случае же проведения опроса исключительно на одном сайте без анонсирования его в других средах интернета присутствует серьёзная опасность целевого смещения выборки, т.е. сужения выборки до некой части аудитории какого-либо одного сайта.

Существуют достаточно эффективные способы избежания подобных смещений выборки — это во-первых проведение исследования на сайтах с достаточно широкой аудиторией, либо второе – размещение опросника на разных сайтах с разными аудиториями, либо третье — баннерная реклама, плюс кроме того, также анонсирование исследования в других средах, по поводу проводящегося опроса, что позволяет привлечь к участию в исследовании большее число лиц.

Обновлено: 05.10.2018 — 09:01

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

egeinformnata.ru © 2018 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных. Frontier Theme