Использование существующих информационных технологий дало возможность человечеству приступить к переводу накопленной им, за свою историю, информации в электронную форму и создание новых видов информационных ресурсов и электронных документов, без использования которых просто невозможно становление современного информационного общества.
После необходимого перевода в электронную форму, а также интеграции в единую систему, информационные ресурсы обретают качественно новый статус, который обеспечивает более эффективную организацию, производство, распространение, хранение и использование информации.
Информационные ресурсы принято разделять на государственные и негосударственные информационные ресурсы. В состав государственных информационных ресурсов входят базовые, ведомственные и территориальные информационные ресурсы.
Государственная регистрация информационных ресурсов осуществляется с целью создания единой системы учета и хранения информационных ресурсов, создания условий для их передачи на государственное архивное хранение, информационного обеспечения государственных органов (организаций), информирования граждан и юридических лиц о составе и содержании информационных ресурсов.
Базовые информационные ресурсы представляют собой информационные ресурсы общего пользования, включая общенациональные регистры (реестры), создаваемые на основании законодательных актов РФ, и используются в целях информационного обеспечения государственных органов (организаций), удовлетворения информационных потребностей граждан и юридических лиц.
Базовые информационные ресурсы являются основой для интеграции информационных ресурсов, имеющих национальное значение.
Ведомственные информационные ресурсы содержат информацию, необходимую для информационного обеспечения государственных органов (организаций) в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством РФ, а также для удовлетворения информационных потребностей граждан и юридических лиц.
Ведомственные информационные ресурсы формируются и используются государственными органами (организациями), которые также осуществляют владение данными информационными ресурсами.
Территориальные информационные ресурсы содержат информацию, необходимую для информационного обеспечения местных исполнительных и распорядительных органов в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Республики Беларусь, а также для удовлетворения информационных потребностей граждан и юридических лиц.
Территориальные информационные ресурсы формируются и используются местными исполнительными и распорядительными органами, которые также осуществляют владение данными информационными ресурсами.
Именно библиотеки являются основными держателями такого стратегического ресурса, как информация, и именно они предназначены для предоставления ее пользователям. Поэтому не удивительно, что роль библиотек постоянно возрастает и существенно изменяется в условиях глобального процесса построения информационного общества.
Качественное и оперативное формирование информационных ресурсов, соответствующее запросам современного информационного общества, — главная стратегическая задача библиотек. Информационные ресурсы библиотек направлены на удовлетворение и формирование информационных потребностей различных категорий пользователей посредством предоставления различных видов документов и результатов их аналитико-синтетической переработки.
Национальная библиотека РФ занимает особое место в системе учреждений информационно-документной страны, деятельность которых направлена на приобретение, создание, накопление и использование информационных ресурсов. Она имеет наиболее полную в стране универсальную коллекцию национальных документов, а также документов, изданных в зарубежных странах. Более того национальная библиотека РФ считается одной из крупнейших библиотек в мире. Формирование информационных ресурсов ориентировано на выполнение функций национальной библиотеки, информационного, социокультурного и социо-политического центра как значимого компонента информационной инфраструктуры общества.
Формирование информационных ресурсов (ИР) НБ РФ ведется с учетом возможности конвергенции ИР библиотек, архивов, музеев, информационных центров и служб. Оно направлено на:
— аккумулирование максимально полной коллекции национальных ИР;
— отбор и аккумулирование общественно значимых мировых ИР;
— развитие информационно-поисковых систем по информационным ресурсам НБ РФ;
— создание навигаторов по общедоступным национальным и востребованным мировым ИР;
— осуществление на корпоративных началах обработки документного потока, поступающего в библиотечно-информационные учреждения страны, и использование созданных библиографических и авторитетных записей;
— создание библиографического репертуара национальных документов, участие в формировании мирового библиографического ресурса;
— создание широкого спектра библиографической, фактографической и иной аналитической информации;
— дигитализацию документов, в первую очередь национальных;
— формирование электронного архива национального документа, распределенной национальной электронной библиотеки, объединяющей цифровые ИР всех библиотек и информационных центров РФ.
В формировании информационных ресурсов Национальная библиотека РФ ориентируется на национальные и общечеловеческие ценности, поддерживает политический и религиозный нейтралитет.
Пара-национальные библиотеки являются головными библиотеками и республиканскими научно-методическими центрами для своих библиотечных сетей.
Кроме того, существуют профсоюзные, военные, церковные и другие библиотеки.
Информационно-библиотечные ресурсы по науке и технике являются важнейшей частью национальных информационных ресурсов РФ и служат базой для развития всех отраслей народного хозяйства страны.
Приоритетная задача библиотек — обеспечение широкого доступа пользователей, как к информационным ресурсам своей страны, так и к мировым информационным ресурсам. Основным инструментом решения этой задачи является применение новых компьютерных технологий. В том числе технологии Internet.
Использование библиотеками потенциала глобальных сетей фактически переводит их из сферы документальных коммуникаций в более широкую сферу информационных коммуникаций, превращая их в информационные центры.
В этом направлении в нашей стране делается не так уж мало, хотя и не так быстро, как хотелось бы. Практически все библиотеки республиканского и областного уровня имеют в данной области свои достижения.
В последние годы меняются представления о задачах библиотек, об их месте в культурной, научной, образовательной и информационной инфраструктуре, их роли в политической жизни, в развитии демократии и местного самоуправления.
Современная библиотека — это уже не только книгохранилище, но и своеобразный «электронный архив». Это единственное место на земле, где предоставляется доступ к информации и на традиционных носителях, и в электронном виде.
Использование в библиотеках современных информационных технологий и компьютерных сетей способствует значительным изменениям их роли в организации обмена информацией. По мере возрастания значения информационных ресурсов в общественном развитии усиливается интерес пользователей к информационной продукции в электронной форме (ИПЭФ).
Издательства, тесно сотрудничающие с библиотеками, предлагают версии журналов в электронном формате, в отдельных случаях новые журналы выходят лишь на машиночитаемом носителе. Начинают появляться торговые и коммерческие компании, обеспечивающие доступ к электронным ретроспективным журналам.
К настоящему времени в РФ в различных библиотечных сетях, построенных по административно — территориальному и ведомственному принципу, функционирует более 44,4 тысяч библиотек. На 1 января 2014 г. по данным мониторинга РНБ сеть общедоступных библиотек, находящихся в ведении Минкультуры России, насчитывает более 44,4 тыс. библиотек, из
них 256 центральных библиотек субъектов Федерации, 35,2 тыс. муниципальных библиотек и 8,9 тыс. библиотек – структурных подразделений организаций культурно — досугового типа[1].
С появлением компьютерных сетей существенно расширились возможности предоставления услуг удаленным пользователям. Вслед за электронным каталогом, электронной доставкой документов появляется виртуальное справочное обслуживание. Вопрос о толковании термина «Виртуальная справочная служба»» поднимался на ряде научных конференций. Разными специалистами виртуальная справка понимается как живое справочное обслуживание, справка в режиме онлайн, синхронная справка, моментальная справка, автоматическая справка и т.д.
В настоящее время библиотеки вводят в действие те или иные формы виртуального справочно-информационного обслуживания, так как во многих библиотеках посещаемость удаленными пользователями равняется посещаемости читальных залов.
[1] http://clrf.nlr.ru/images/SiteDocum/Article/2014/avramova_monitoring_2011_2013.pdf