egeinformnata.ru

Этот сайт предназначен для подготовке к ЕГЭ по информатике

Информационная безопасность

Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. В определении Ноберта Винера — отца кибернетики информация представлена как особая философская категория такого же уровня как материей и энергией.

Неудивительно, что начиная с середины XX в. информация стала определяться как общенаучное понятие, которое включает в себя обмен различными сведениями между людьми, а так же между человеком и иными существами, а так же устройствами, в том числе включая передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму, что стало одним из основных понятий кибернетики[1].

В связи с развитием различных средств связи, телекоммуникаций, вычислительной техники и их использованием для обработки и передачи информации возникла потребность измерять количественные характеристики информации.

В 1949 г. К. Шеннон и У. Уивер опубликовали статью «Математическая теория связи», где рассмотрели главным образом вероятностные методы для расчёта количества передаваемой информации. К сожалению предложенные методы рассматривали лишь знаковую структуру информации и совершенно не затрагивают передаваемого смысла.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» даёт определение информации как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления»[2].

Вполне понятно, что нормативная правовая информация вырабатывается в ходе правотворческой деятельности и вследствие этого практически вся находится  в нормативно-правовых актах. Ненормативная правовая информация разрабатывается, главным образом в ходе правоприменительной и правоохранительной деятельности.

При  помощи такой информации, как правило, реализуются различные предписания правовых норм. К ненормативной правовой информации главным образом относятся:

1) общая информация о состоянии законности и правопорядка:

  • заявления, которые поступают в прокуратуру, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ о соблюдении законности;
  • судебная, уголовная и прокурорская статистика;
  • информация о соблюдении прав и свобод человека (в том числе и по представлению Уполномоченного по правам человека);
  • социологические исследования об эффективности законодательных и иных нормативных правовых актов;

2) информация, содержащая сведения о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах;

3) информация, которая представляет административную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления по исполнению нормативных предписаний;

4) информация о деятельности судов и судебных органов.

5) информация, освещающая раскрытие и расследование правонарушений:

  • криминологическая информация – в ней представлены данные о преступности и иных правонарушениях, эффективности уголовных наказаний;

 

  • криминалистическая информация, которая обычно используется при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление;
  • судебно-экспертная информация, которая используется при проведении судебных экспертиз с целью доказательства факта преступления и вины обвиняемого;
  • оперативно-розыскная информация, которая содержит сведения, отражающие ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния, а также иные сведения и материалы.
  • Таким образом, очевидно, что «информация» свойственна абсолютно всем сферам жизни общества и обойтись без её защиты доступными правовыми, а вместе с ними и материальными средствами невозможно.

Любая сфера жизни современной жизни не может функционировать без развитой информационной структуры. Заполняя собой во все сферы деятельности государства, информация обретает конкретное политическое, материальное и стоимостное выражения. В такой ситуации все более актуальный характер обретает в последние десятилетия и особенно в настоящее время задача обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, как одного из важнейших элементов ее национальной безопасности, таким образом, защита информации превращается в одну из приоритетных государственных задач. Защита информации обеспечивают в любом государстве, и эта функция в своем развитии проходит множество этапов в зависимости от потребностей государства, возможностей, методов и средств ее добывания (в частности разведки), правового режима государства и реальных его усилий по обеспечению защиты информации.

Особенно важным этапом становления и совершенствования этой системы в нашей стране стали 70-80-х гг. Именно начало 70-х гг. ознаменовалось тем, что в разведывательной деятельности ведущих стран мира началось широкомасштабное внедрение  технических средств разведки. В свою очередь 80-е гг., заявили о себе бурным научно-техническим прогрессом, в особенности в военной области, и тем самым дали новые импульсы в дальнейшем наращивании возможностей технических средств. Таким образом, до 70% разведывательной информации добывалось в то время с помощью технических средств. Вполне естественно, что сложившаяся обстановка потребовала совершенствования системы мер противостояния с иностранными разведками.

Во-первых, информационные технологии в корне изменили не только объем,  но степень важности информации, которая обращается в различных технических средствах при ее передаче и обработке.

Во-вторых, в России канула в лету официальная государственная монополия на любые информационные ресурсы, что, кстати,  получило конституционное закрепление как  право любого гражданина искать, получать и распространять информацию.

В-третьих, предыдущий механизм управления защитой информации основанный на непосредственном администрировании стал неэффективен, в тоже время возникла острая необходимость межведомственной координации действий различных структур в сфере защиты информации.

В-четвертых, завершилась острая военно-политическая конфронтация между СССР и странами НАТО, началось сокращение вооружений и развитие доверия в военной области, что потребовало обеспечить разумное сочетание мер открытости и мер по защите государственной тайны.

В-пятых, в связи с усиливающимся вовлечением России в международное разделение труда, укреплением экономических, культурных, гуманитарных контактов с другими государствами многие режимно-ограничительные меры, в определённой степени облегчавшие защиту информации, такие как, например система регионов, закрытых для посещения иностранными гражданами, стали неприемлемы.

Необходимо отметить, что политическая ситуация, которая сложилась  в мире после завершения «холодной войны» между Западом и Советским Союзом, по сути, не коснулась как разведки. На фоне этого буквально все ведущие западные страны продолжают модернизировать и развивать свои разведывательные службы, совершенствовать технические средства разведки, наращивать их возможности. Но, в настоящее время, наряду с традиционными приоритетами иностранных технических разведок в сферу их интересов все в более и более распространяются на вопросы современных технологий, финансов, торговли, ресурсов, доступ к которым открывается в связи с конверсией, развитием международных интеграционных процессов, широким внедрением компьютерных технологий.

Соответственно потребовалось немедленное совершенствование всевозможных систем защиты информации как в организационном плане, так и концептуальных, а кроме того и методологических подходов к защите информации, с целью эффективного противостояния возможностям иностранных технических разведок и для предотвращения возможной утечки ценной информации по техническим каналам.

Высшими органами государственной власти Российской Федерации был предпринят ряд принципиально важных шагов. В частности, Указом Президента в январе 1992 г. на базе Гостехкомиссии СССР был создан государственный орган более высокого статуса — Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации (Гостехкомиссия России)[3].

На сегодняшний день значительные изменения происходят в самой методологии защиты информации. Осуществляется разумный переход от дорогостоящего скрытия заведомо завышенных объемов различных данных к гарантированной защите принципиально важных, «узловых точек». Соответственно закладываются и правовые основы такой деятельности. В связи с этим приняты: Закон Российской Федерации «О государственной тайне»[4] и Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»[5]. Этими правовыми актами на существующую сферу защиты информации распространен основополагающий принцип, а именно баланс интересов государства, общества и личности.

Кроме того произошло структурное совершенствование имеющейся системы органов защиты государственной тайны. Ее ключевым элементом стала Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, основное предназначение которой — координация всей деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений организаций в этой области.

[1] Советский энциклопедический словарь М.,1979.

[2] Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» Ст. 2.

[3] Указ Президента РФ от 19 февраля 1999 г. N 212 «Вопросы Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации»

[4] Федеральный закон от 21 июля 1993г. № 5485-1 «О государственной тайне»

[5] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. N 31

Обновлено: 19.10.2018 — 09:14

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

egeinformnata.ru © 2018 Оставляя комментарий на сайте или используя форму обратной связи, вы соглашаетесь с правилами обработки персональных данных. Frontier Theme